Как общаться с трудными людьми?

Иногда так бывает, что член семьи, коллега или, еще хуже, начальник, агрессивный и сложный человек, может превратить прекрасный день в ужасное испытание просто так, без причины. Если нет возможности не общаться с этим человеком, что делать?

Всем нам знакомы люди настолько раздражительные и трудные люди (их еще называют людьми  со сложным характером), что никто не может найти на них управу. В большинстве случаев, избегание это не выход, хотя это возможно. Иногда случаются ситуации, которых нельзя избежать. Вы можете «переждать грозу», проворчать или пожаловаться другу: «Он просто невыносим» или «Она просто фурия». Но намного лучше начать развивать свои навыки в практической психологии.

Во-первых, возьмите на себя ответственность за это общение. Вражда это ваше чувство, хотя и к другому человеку. Даже самые невыносимые люди – это чьи-то дети и у них есть матери. И его кто-то любил и любит. Если вы сможете контролировать свою реакцию и принять на себя ответственность за это, более продуктивного шага просто не существует. Беспристрастность это всегда наилучшее решение, потому что, если вы сможете вести общение без бурной реакции, без эмоций, вы будете хладнокровно (в хорошем смысле слова) налаживать контакт с этим трудным человеком.

Во-вторых, постарайтесь определить, что именно делает этого человека трудным. Это человек эмоционально зависимый, контролирующий или соперничающий? Распознав тип личности, можно понять, что именно происходит и как над этим работать.

Итак, трудных людей можно разделить на 3 типа:

1. Зависимый тип

Такие люди хотят, чтобы о них заботились и любили. Они чувствуют себя слабыми, их привлекают более сильные личности. Хотя когда они в отчаянии, они могут «прилипнуть» к любому человеку, сильному или слабому.

2. Контролирующий тип

Люди такого типа должны быть всегда правы. Они всегда находят оправдание для своего поведения, грубого или не очень, всегда находят причину обвинить других. Контролирующие люди это перфекционисты и менеджеры по натуре. Их способность критиковать других просто бесконечна.

3. Соревнующийся тип

Такие люди должны всегда выигрывать. Они воспринимают любые встречи на своем пути, даже самые обыденные, как соревнование. Пока они не победят, не успокоятся.

Важно понимать, какие меры, в принципе, бесполезны в общении с трудными людьми.

Чего не стоит делать?

  • Зависимый тип невозможно избегать. Такие люди напоминают липучку, которая прилипает каждый раз, когда вы рядом. Они также не воспринимают вежливые отказы, а если применить прямой и резкий отказ, есть шанс остаться врагами. Нейтральное отношение ранит их и заставляет их чувствовать себя незащищенными.
  • Контролирующий тип не отступит, даже если вы представите полное доказательство того, что вы правы, а он – ошибается. Таких людей не интересуют факты, их интересует правота. Если вам попался трудный человек и, вдобавок, перфекционист, вы не сможете усмирить его тем, что сделаете что-то лучше, чем он. С его стороны всегда найдется место для критики.
  • Соревнующийся тип невозможно нейтрализовать с помощью просьбы. Любое проявление эмоций для таких людей – как красная тряпка для быка. Они воспринимают слезы как признак вашей слабости и продолжают делать свое дело еще настойчивее. Они «жаждут крови», даже если вы умоляете их на коленях. Если же вы настаиваете на своем и пытаетесь выиграть в подобном соревновании, они удаляются.

Как правильно общаться с трудными людьми?

Зависимый тип

Его можно нейтрализовать, если показывать ему, как справляться с трудностями самому. Стоит возложить на него ответственность. Вместо того, чтобы делать то, что он хочет, покажите, как ему самому это сделать. Такая тактика срабатывает в общении с детьми, а зависимые люди это дети, которые не могут повзрослеть (вот почему они кажутся такими инфантильными). Если они начинают говорить, что вы делаете что-то лучше, отвечайте им, что это не так. Чем вы кажетесь сильнее и способнее, тем больше он будет к вам «прилипать». В конечном счете, найдите такие ситуации, в которых вы можете честно признаться ему: «Мне нужна твоя помощь». И человек вам поможет или же уйдет. В любом случае, вы будете удовлетворены результатом.

Контролирующий тип

Его можно усмирить, если вести себя бесстрашно. Глубоко в душе контролирующий тип боится того, что он неадекватен. Такие люди защищаются от своей же слабости и уязвимости, заставляя людей чувствовать себя беззащитными и не достаточно хорошими. Покажите, что вы достаточно хороши. Если вы что-то сделали хорошо (по работе или нет), скажите об этом и не поддавайтесь на его вечное стремление к улучшениям. Будьте сильным и умейте постоять за себя в общении с ним. Но прежде всего, не превращайте вашу встречу в выяснение, кто прав, а кто – неправ. Вы никогда не сможете выиграть в его воображаемой игре.

Соревнующийся тип

Такой человек может быть нейтрализован, если позволить ему победить. Пока такие люди не победят, они не смогут проявлять великодушие. Большинство людей соревнующегося типа хотят быть благородными, это возвышает их в собственных глазах, и, кроме того, соревнующийся тип никогда не упускает из виду свой имидж. Если вы не согласны с таким человеком, никогда не показывайте своих эмоций или просите снисхождения. Вместо этого, вступите в разумный спор. Если разговор основывается на фактах, соревнующийся тип может отступить без ощущения себя побежденным – ведь в споре вы основываетесь на фактах. Например, вместо того, чтобы говорить «Я слишком устал, уже слишком поздно и это несправедливо, что меня просят работать сейчас», Скажите: «Мне нужно больше времени, чтобы изучить этот вопрос, и я смогу предоставить результат завтра и гораздо быстрее, когда я буду с утра со свежей головой».

Существуют еще несколько типов трудных людей, к которым тоже нужен особый подход:

Люди с большим самомнением

Дайте им сказать все, что они хотят. Вы не можете заставить их замолчать. В большинстве случаев, вы можете игнорировать их разговоры. Такие люди склонны забывать то, что говорили. Если они тиранят вас, держитесь от них подальше. Те, кто живет с трудными личностями и женится на них, используют такую стратегию – расслабляются и наслаждаются этим ежедневным шоу.

Вечно жалующиеся люди

Такие люди злы и недовольны, они не понимают, что источник их злости находится внутри них.  Ваш единственный выход это приспособиться в целом и держаться от них подальше, когда это возможно. Не стоит соглашаться с их жалобами или пытаться их утихомирить. У таких людей всегда хватает сил на жалобы и гнев.

Люди с позицией жертвы

Такие люди отличаются пассивно-агрессивным поведением. Если такие люди опаздывают, например, на полчаса на встречу, это всегда случается по какой-то нехорошей причине (а она всегда найдется: водитель попался нерасторопный или пробки в городе). Такой подход позволяет им снимать с себя ответственность. То, что вы пострадали из-за подобного опоздания, никогда их не волнует. Самая лучшая тактика это разозлиться настолько, насколько это действительно вас задело, если требуется. Не принимайте их позицию жертвы как извинение. Если человек принадлежит к подобному типу «бедный я», но без пассивно-агрессивных действий, лучше предложите ему свою реальную помощь, нежели сочувствие и симпатию. Например, если человек жалуется, что страховка на машину стала такой дорогой, предложите ему денег в долг или посоветуйте банк, где можно взять кредит наличными, но не стоит говорить ему «Это ужасно, бедняга».

В итоге, можно сказать, что большинство людей со сложным характером в повседневной жизни хотят видеть рядом кого-то, кто бы их выслушал и не осуждал. Если вы можетевыслушать подобного человека, не особо вникая, как бы «одолжить» свои уши на время, это также отличный подход. Хороший слушатель это тот, кто не спорит, не критикует, навязывает свое мнение или перебивает. Если трудный человек искренне заинтересуется вами (хотя большинству трудных людей это чуждо), он или она предложат вам поговорить, а не просто послушать. Но хороший слушатель тоже может утомиться. Как только вы ощутите, что вас используют, постепенно отдалитесь от этого человека. Суть практической психологии в том, что вы знаете, что нужно исправить, с чем можно мириться и чего лучше избегать.