Детство – это творческий процесс

Творческие способности зарождаются в детстве. Для детей жизнь это творческое приключение. Основные исследования окружающего мира, которые делает ребенок, это его творческие поиски решения жизненных задач. В детстве запускается процесс, продолжающийся всю дальнейшую жизнь – поиск себя. В этом смысле каждый ребенок открывает для себя язык, умение ходить, способность любить. Задатки творческих способностей есть внутри каждого ребенка: настойчивое желание исследовать окружающий мир, узнавать новые вещи, пробовать что-то новое, экспериментировать над разными вариантами, как можно сделать или взглянуть на что-то. С возрастом дети в своих играх начинают создавать целые миры.

Наш детский творческий опыт формирует многое из того, что мы делаем во взрослой жизни – от работы до семейных отношений. Но если творчество это естественное состояние ребенка, то что же происходит по дороге во взрослую жизнь? Психологическое давление, котороезакомплексовывает творческие способности, начинается с раннего возраста. Родители могут поощрять или подавлять творческие данные своих детей через занятия в кругу семьи или через занятия по школьной программе. Большинство детей, посещающих садики и даже первый класс, любят эти занятия. Им интересно изучать и исследовать что-то новое каждый день. Но когда дети оказываются в третьем-четвертом классе, многие перестают любить школу, не говоря уже об удовольствии от своего творчества.

Психологические исследования выявили главных «убийц» детского творчества:

  • Наблюдение: Постоянное внимание и «нависание» заставляет детей чувствовать, что за ними пристально наблюдают во время занятий
  • Оценка: Дети начинают волноваться о том, как другие оценят то, что они делают. На самом деле, прежде всего, детей должно волновать, насколько довольны они – а не другие люди – своими достижениями
  • Соревнование: Дети попадают в ситуацию «победитель/проигравший», где только один участник может быть признан лучшим. Однако, ребенку нужно позволить двигаться вперед в своем собственном темпе
  • Чрезмерный контроль: Детям говорят, что и как именно они должны делать. Это дает детям ощущение, что любые поиски и исследования окружающего мира это пустая трата времени
  • Давление: От детей порой ждут грандиозных результатов. Жесткая система воспитания может легко вызвать обратную реакцию и отвращение к занятию или предмету

Один из главных «убийц» творчества, тем не менее, менее уловимый и так глубоко укоренившийся в нашей культуре, что едва заметен. Этот фактор – время.
Дети более естественно, чем взрослые, входят в наивысшую стадию творческого процесса, в стадию подъема. В этот момент время не имеет значение. Это состояние более удобное для детей, чем для взрослых, которые острее ощущают время.

Одна из составляющих творческого процесса это неограниченное время. Дети способны растворяться в том, что они делают – взрослым это сделать намного труднее.
К сожалению, взрослые часто прерывают детей в моменты глубокой концентрации. Желание детей закончить свое занятие становится нереализованным. Мы живем в настолько бешеном ритме, что снова и снова прерываем детей во время занятий, которые они обожают. Дети ограничены жестким расписанием и режимом. Это больше чем что-либо подавляет творческие способности.

Когда что-то делается с удовольствием, творчество процветает. Когда дети занимаются творческим занятием, полученное удовольствие значит не меньше, если не больше, чем правильность выполнения. Здесь важно удовольствие, а не совершенство.

Стимулирующая обстановка – залог успеха творческого воспитания. Важную роль играют взгляды в семье, которые способствуют творческому развитию ребенка. В творческих семьях своя особая атмосфера, больше свободы для деятельности. Родители творческих детей дают им, как некоторым кажется, удивительно много свободы.
Это непростой урок для многих родителей. Сложно перестать чрезмерно контролировать ребенка и дать ему больше пространства. Когда родители видят, что ребенок играет с новой игрушкой не так, как «принято» играть, хочется подбежать и показать ему, как нужно «правильно» играть. И после этого ребенок часто теряет к игрушке интерес. Дети открывают новые способы игры с привычными вещами. Может быть это не то, как «обычно» играют дети, но в этот момент ребенок творчески активен.

Если родители поддерживают творческие способности своих детей, они вскоре увидят: большинство детей имеют природный дар к определенным видам активности. Если ребенку позволить исследовать все доступные виды деятельности, то заложенные природой задатки легче проявятся. Главное в творческих способностях детей – найти, то, что волнует и интересует, освоить навыки, необходимые для осознания способностей, и научиться сотрудничать с другими. Таковы необходимые условия для творчества во взрослой жизни. Они существенны для нашей дальнейшей успешной работы.

gohappy.ru